В пятницу, 18 августа, бумаги казахстанского инвестхолдинга Freedom Holding Corp. (NASDAQ: FRHC) взлетели на 25%, обновив очередной исторический максимум. Объем торгов по акциям составил $111 млн – аномально высокое значение для компаний средней капитализации.
Поскольку по «Фридом Финанс» не выходило новостей, эксперты связывают феноменальны рост со спешным выходом из торгов спекулянтов-шортистов, которые делали ставку на обвал бумаги после выхода материала компании Hindenburg Research о бизнесе FRHC.
В опубликованном «расследовании» аналитики обвинили Freedom Holding Corp. в нарушении санкций США, манипулировании ценами акций компании, фальсификации отчетности и других нарушениях. Материал был дополнен цитатами анонимного источника, выдававшего себя за экс-сотрудника фирмы и делившегося подробностями ее «внутренней кухни».
Обычно на Уолл-стрит пристально следят за материалами Hindenburg Research. Фонд зарекомендовал себя как разоблачитель публичных компаний с сомнительной бизнес-моделью, старающихся скрыть от инвесторов наличие нарушений или расследования со стороны регуляторов. Его анализ часто вызывает обвал акций жертв, на котором может зарабатывать сама инвестконтора (она предварительно открывает короткие позиции по бумагам), а также спекулянты, присоединяющиеся к движению дабы урвать свой кусок прибыли. Похожая ситуация уже была в 2020 году с производителем электрокаров Nicola Corporation. Его бумаги рухнули на 40% в том числе, после выхода публикации с обвинениями компании и ее основателя Тревора Милтона. Другой недавний пострадавший – компания Icahn Enterprises, подешевевшая на 50% в течение месяца после появления материала Hindenburg.
Однако в этот раз у разоблачителей «что-то пошло не так». Поначалу Уолл-стрит отреагировал на расследование против Freedom Finance нервозно: акции во вторник, 15 августа, упали более чем на 6% и снижались в среду. Однако уже в четверг движение остановилось, а в пятницу произошел мощный рывок, который перекрыл негативный эффект от материала Hindenburg и даже вывел котировки на новый исторический максимум в $90,4. По оценке издания «Курсив», убытки спекулянтов, ставивших на обвал котировок, могут превысить $20 млн.
Эксперты сходятся во мнении, что выпад Hindenburg Research против «Фридома» провалился по ряду причин. Во-первых, расследование оказалось явно низкого качества. Как заявила сама компания, материал в основном состоял из интерпретации фактуры из открытых источников и голословных утверждений, подкрепленных цитатами одного анонимного источника. Уже на следующий день вышло интервью основателя и генерального директора Freedom Holding Corp. Тимура Турлова. В нем топ-менеджер подробно разобрал все нападки и объяснил, почему они являются неправдой. К тому же незадолго до появления «расследования» холдинг опубликовал годовую отчетность, заверенную одним из крупнейших и наиболее авторитетных аудиторов в мире. Да и у регулятора не возникло к ней каких-либо вопросов.
Во-вторых, против Hindenburg сыграл фактор низкой ликвидности бумаги. Как мы понимаем, на открытом рынке в определенный момент у брокеров просто не осталось акций, чтобы отдать их спекулянтам под залог для открытия новых «коротких» позиций. При этом инвесторы с крупными пакетами трезво оценили материал и не поддались панике. Все это привело к тому, что малейший рост котировок вызвал повальное закрытие коротких позиций по акциям холдинга (в этом случае происходит покупка актива) и ускорил их взлет к новым высотам. На биржевом сленге такая ситуация называется «шорт-сквиз».
Возможно, материал Hindenburg Research вызвал бы более широкий резонанс, если бы вышел до публикации годовой отчетности холдинга. Дело в том, что «Фридом» задержал ее на несколько месяцев, нарушив тем самым регламент биржи NASDAQ, на которой торгуются акции холдинга. Как позже опубликовал, задержка возникла из-за смены аудитора компании, а он, в свою очередь, тщательно проверял операции холдинга на соответствие санкционным правилам и антиотмывочному законодательству США. В итоге было выдано положительное заключение (нарушений не обнаружено), отчет был опубликован и позитивно воспринят рынком – бумаги подорожали.
Размести Hindenburg свой текст на две недели раньше, эффект скорее всего был бы более мощным. На фоне отсутствия годовых результатов любая негативная информация была бы воспринята рынком намного чувствительнее.
Вывод складывается простой: в итоге мы имеем тот редкий случай, когда известный инвестор-активист выбрал себе жертву не по зубам. «Freedom Finance» же вышел фактически сухим из воды и порадовал своих акционеров новым историческим максимумом по капитализации. К слову, с момента выхода компании на биржу в 2019 году ее бумаги подорожали более чем в 6 раз…