Станция «Луна-25», запуск которой должен был знаменовать возрождение отечественной лунной программы, разбилась о поверхность естественного спутника Земли. «Роскосмос» форсировал полет, хотя в Институте космических исследований РАН предлагали подождать. Может быть, крушение связано именно со спешкой?
11 августа станция «Луна-25» стартовала с космодрома Восточный к земному спутнику. Миссия стала первой с 1976 года, и это событие привлекло большое внимание общественности. Согласно плану, станция должна была прибыть на Южный полюс Луны 21 августа. Предполагалось, что она отработает технологию мягкой посадки и проведет научные исследования –анализ грунта, изучение верхнего слоя реголита и лунной экзосферы. Взятые пробы могли бы помочь отследить эволюцию и происхождение спутника. Кроме того, миссия была направлена на поиск воды на Южном полюсе Луны — там есть кратеры с запасами водяного льда.
Поначалу все шло нормально. Через некоторое время после старта «Луна-25» отделилась от разгонного блока «Фрегат» и была взята на управление с Земли. 12 августа аппарат скорректировал траекторию перелета к Луне. 13 августа были включены научные приборы, установленные на станции – рабочая группа, контролирующая запуск, получила первые данные измерений для анализа. 14 августа «Роскосмос» опубликовал сделанные станцией снимки, запечатлевшие конструкции аппарата на фоне Земли и Луны. 16 августа «Луна-25» вышла на окололунную орбиту, а на следующий день сделала фотографии лунной поверхности и кратера Зееман, который находится на Южном полюсе. В течение всего этого времени системы аппарата работали штатно, связь была устойчивой и стабильной. Но 19 августа все изменилось.
Нерасчетная орбита
В минувшую субботу «Роскосмос» сообщил, что, согласно программе полета «Луны-25», в 14:10 ей был выдан импульс для перехода на предпосадочную орбиту. В процессе выполнения операции на борту автоматической станции возникла нештатная ситуация, из-за которой не удалось выполнить маневр с заданными параметрами. Примерно в 14:57 по московскому времени связь с «Луной-25» прервалась. Специалисты попытались найти аппарат и вновь наладить связь, однако эти усилия не увенчались успехом. Сразу после того, как эта информация была обнародована, появились предположения о крушении станции. На следующий день, 20 августа, они подтвердились. В «Роскосмосе» сообщили, что при попытки перейти с промежуточной лунной орбиты на высоте около 100 километров над поверхностью Луны на предпосадочную орбиту на высоте около 18 километров станция «вышла на нерасчетную орбиту» и разбилась, ударившись по поверхность Луны. Для выяснения причин случившегося создадут межведомственную комиссию.
21 августа глава «Роскосмоса» Юрий Борисов назвал причину крушения «Луны-25». По его словам, авария произошла из-за того, что двигатель не отключился штатно и проработал 127 секунд вместо 84.
Сложности и риски
Еще до провала лунной экспедиции специалисты предупреждали, что, с высокой долей вероятности, прилуниться будет непросто. Дело в том, что ранее все миссии прилунялись в районе экватора, так как там удобнее всего выстраивается подлетная траектория, а Южный полюс Луны для посадки подходит не так хорошо. В 2019 году на обратной стороне Луны удалось совершить посадку китайскому аппарату Chang’e. Попытки прилуниться здесь также предпринимали японский лунный модуль Hakuto-R и индийский «Чандраян-2», но оба аппарата разбились.
О сложностях упоминал и сам глава Роскосмоса, когда встречался с президентом РФ Владимиром Путиным.
Юрий Борисов: «Подобные миссии всегда рисковые: во всем мире вероятность успешного завершения такого рода миссий оценивается где-то порядка 70%».
По оценке НПО имени Лавочкина, где, собственно, была разработана «Луна-25», успешное выполнение миссии оценивалось в 80%, а вот астроном Владимир Сурдин в интервью РИА «Новости» был менее пессимистичен и заявил, что вероятность выполнения всех поставленных задач составляет не более 50%.
Станция стала результатом работы НПО имени Лавочкина и Института космических исследований РАН. «Луна-25» должна была не только вести научную деятельность, но и решать практические задачи, самым непосредственным образом связанные с освоением Луны в перспективе.
В прошлый раз экспедиция на Луну предпринималась в 1976 году, когда аппарат «Луна-24» вернулся на Землю со 170 граммами лунного грунта. Предполагалось, что «Луну-25» запустят в 2010-х годах, но миссия несколько раз откладывалась.
Губительная спешка
Возможно, с реализацией первого этапа лунной программы стоило подождать еще – во всяком случае, в ИКИ РАН рекомендовали именно это. Тем не менее, «Роскосмос» не захотел снова откладывать запуск. Не исключено, что кураторы лунной миссии хотели опередить индийскую лунную станцию «Чандраян-3», которая тоже недавно отправилась к Луне. И, как отмечает газета «Известия» со ссылкой на источники в космической отрасли, именно спешка могла привести к столь неблагоприятному исходу экспедиции.
«Чандраян-3» запустили 14 июля – почти на месяц раньше, чем в космос отправилась «Луна-25». При этом российский аппарат, согласно плану, должен был выполнить посадку 21 августа, а индийский – только 23 августа. Такую разницу объяснили более эффективной траекторией полета.
РБК приводит комментарий ведущего научного сотрудника ИКИ РАН Натана Эйсмонта. По его словам, перед отправкой станции на орбиту обнаружились расхождения в расчетах.
Натан Эйсмонт: «Были проблемы, они были не то, чтобы существенные, но признаки были, так скажем, тревожащие, но все надеялись, что с этим как-то удастся разобраться… Проблемы были, аккуратно скажу, есть расчетные вещи, а есть не по номиналу. Если у нас отклонение оказывается несколько выше, чем мы ожидали, это тревожащий факт».
Специалисты полагают, что крушение «Луны-25» связано с ошибкой в программном обеспечении – тем более, прецеденты уже были. К тому же, ученые из ИКИ РАН объясняли свою просьбу повременить с запуском именно необходимостью дополнительно проверить софт, но получили отказ.
Зачем осваивать Луну?
С одной стороны, освоение Луны открывает огромные возможности для науки. Появление на естественном спутнике Земли научной базы и лабораторий позволит изучать процессы, происходящие в космосе, без каких-либо помех. Это приведет к множеству новых открытий и подтолкнет развитие науки о космосе. К тому же, Луна может выступить в качестве полигона для отработки различных технологий – например, китайские ученые уже попробовали вырастить здесь в специальном модуле хлопок.
Помимо этого, на Луне есть ценные ресурсы. Здесь можно найти астероиды, содержащие редкие для Земли металлы.
Также предполагается, что на лунной поверхности будет дешевле добывать гелий-3, один из изотопов гелия. Это потенциальный источник энергии будущего, который будет использоваться, когда люди освоят технологию управляемого термоядерного синтеза. На Земле его очень мало, и лунные запасы будут весьма актуальны.
Наконец, Луна – подходящий плацдарм для дальнейшего освоения космоса. Именно поэтому лунные миссии ищут здесь воду. Если ее все же удастся обнаружить, в отдаленной перспективе воду можно будет не доставлять с Земли – это недешевое удовольствие: по оценке Роскосмоса, доставка одного литра жидкости на Луну обходится примерно в 50 миллионов рублей.
Амбиции и перспективы
«Луна-25» была составляющей первого этапа лунной программы РФ, которая была утверждена в 2018 году. Этап «Вылазка» рассчитан на 2021-2025 год и включает исследования «Луны» несколькими станциями. «Роскосмос» планирует еще три миссии – в 2027, 2028 и 2030 годах.
Второй этап лунной программы носит название «Форпост» и охватывает 2025-2035 годы. Он предполагает высадку космонавтов на естественный спутник и отработку средств доступа на поверхность Луны.
Третий этап называется «База». Его реализация запланирована на период после 2035 года и предусматривает строительство полноценной лунной базы и создание научной инфраструктуры.
Как полагает историк космонавтики Александр Железняков, крушение станции «Луна-25» станет для России поводом изменить подход к созданию новых космических станций. На данном этапе отечественной космической отрасли не хватает опыта, ведь почти за пять десятков лет технологии совершили большой шаг вперед.
Александр Железняков: «И наука ушла вперед, и техника ушла вперед, мы, к сожалению, за эти годы несколько растеряли свои компетенции и в межпланетных полетах, и в посадках на другие планеты. Все-таки стоило бы изменить программу, уйти от создания дорогостоящих многофункциональных аппаратов и сконцентрироваться на более простых машинах отработать основные элементы этих межпланетных перелетов».
Справедливости ради, стоит напомнить, что в СССР только 19 лунных миссий оказались частично успешными. Неудачными же признали около четырех десятков. Поэтому логичнее всего было бы расценивать результат экспедиции как опыт, который нужно учесть в будущем.
Как скоро состоится очередная миссия на Луну? «Роскосмос» пока не высказывался на этот счет, однако научный руководитель ряда крупных советских космических проектов, астроном и академик РАН Михаил Маров выразил уверенность в том, что у России есть все необходимое для повторения экспедиции в самое ближайшее время. По его словам, говорить о выбывании из лунной гонки еще рано. И в самом деле, количество стран, которые в принципе могут отправить космический аппарат на Луну, можно пересчитать по пальцам. А крушение российской станции показало, что процесс освоения естественного спутника Земли – в целом непростая задача.