В последний день действия «зерновой сделки» Украина атаковала Керченский мост, поставив тем самым жирную точку в прошлогодних стамбульских договорённостях. В Москве же подчёркивают, что сделка приостановлена – возможно, транзит возобновится, но не из украинских портов.
В медицине синдромом отмены, или абстинентным синдромом, называют состояние «ломки», возникающей при прекращении приёма препаратов. Именно в таком состоянии сегодня оказались Турция и страны Евросоюза, извлекавшие из «зерновой сделки» максимум выгоды. Вышла Россия из сделки, и цены на сельскохозяйственную продукцию в мире резко взметнулись вверх. А турки, для которых дешёвый хлеб – крайняя жизненная необходимость, особенно в нынешнем кризисе, оказались в непростой ситуации. Понятно, что Москва с Анкарой всё утрясут и в итоге договорятся о льготных поставках, но Европе очень хотелось бы побудить Реджепа Эрдогана к резким движениям в отношении Москвы. На прошлой неделе германская газета «Бильд» публиковала мнения экспертов о приостановке «стамбульской зерновой инициативы» – там сплошь призывы к войне. «Теперь, когда президент Джо Байден верно заявил, что Россия проиграла, США должны привести в Чёрное море военно-морские силы НАТО, чтобы обеспечить безопасное и свободное украинское судоходство, – настаивает шведский экономист и дипломат Андерс Аслунд. – Россия не нападёт на военно-морской конвой НАТО. Она слишком слаба для таких авантюр».
Аслунду вторит другой историк, Ян Клаас Берендс: «Настало время для ВМС НАТО и особенно флота Германии обеспечить безопасность Чёрного моря и сделать его безопасным для свободной торговли. Это не акт войны, речь идёт о свободе судоходства и о том, чтобы накормить мир». Вот только ни Вашингтон, ни НАТО не станут усугублять ситуацию (это следует из заявлений, звучащих в первую очередь из Вашингтона), а турки едва ли откроют проливы военной армаде альянса. Зачем, если дешёвое зерно они так или иначе получат?
Минобороны России в свете приостановки зернового транзита сделало резкое заявление, подкрепив его трёхдневной ракетной атакой одесских портов. Одна из ракет угодила в здание на Канатной улице, невдалеке от китайского посольства – там вылетели все стёкла. А накануне Пекин увещевал Москву потерпеть немного и дать «зерновой сделке» шанс – несложно понять, ибо не менее трети всего транзитного зерна в итоге уходило в Поднебесную по бросовым ценам. Так вот, Минобороны России объявило, что с 20 июля все суда, следующие в украинские порты, будут рассматриваться как потенциальные перевозчики грузов военного назначения. Со всеми вытекающими последствиями. Международные воды в северо-западной и юго-восточной частях Чёрного моря объявлены опасными для судоходства. Порт Ильичёвска, по сути, уже непригоден к отгрузке зерна, с остальными портами «зерновой сделки» ведётся соответствующая работа, так что, даже если действие сделки возобновят, отгрузка зерна пойдёт явно не из Одессы. Украины в возобновлённом транзите, таким образом, не просматривается.
Видимо, осознавая всё вышесказанное, Киев сделал куда более жёсткое заявление. Суда, следующие в российские порты, будут рассматриваться как «военные цели». Что подразумевает возможность удара по ним без предупреждения. И хотя военного флота у Киева фактически не осталось, полностью исключать угрозу террора на море нельзя.
То, что Киев идёт на максимальное обострение, объяснимо. Происходящее – это удар под дых. Половину всей своей прошлогодней валютной выручки Украина извлекла именно из «зерновой сделки». Накануне в МВФ чётко разъяснили, в чём заключался интерес Киева. Общий экспорт сельскохозяйственной продукции приносил Украине 2 млрд долларов в месяц. Теперь, когда сделка сорвалась, доходы упадут почти вдвое – ежемесячный доход от экспортных поставок обрушится с 2 млрд долларов до 1,2 млрд, то есть Киев будет терять ежемесячно 800 млн долларов. А тут ещё подкузьмили партнёры: Польша, Румыния, Болгария, Венгрия и Словакия просят ЕС продлить запрет на ввоз украинской пшеницы, кукурузы, рапса и семян подсолнечника, чтобы защитить собственных сельхозпроизводителей. По сути, это запрет сухопутного транзита из Украины.
В Киеве до последнего надеялись, что турки придут им на помощь и отправят военные корабли в Одессу, чтобы обеспечить действие «зерновой сделки» уже без России. Теплилась надежда, что зерно из одесских хранилищ удастся перевезти в Европу по Дунаю, да не тут-то было. Утром в четверг судовладельцы, чьи балкеры были зафрахтованы для зерновых поставок в Европу по Дунаю, получили уведомления от страховщиков. Судовладельцам предписывалось «обнулить» заключённые договоры на поставку и следовать вместе с грузом в румынскую Констанцу или болгарскую Варну – «чтобы сохранить в целости судно и экипаж». Таким образом, заблокированы оказались не только морские, но и речные порты Украины. А если продолжится блокада речных портов, это станет крахом для всей украинской экономики и агропромышленного комплекса, последней отрасли, приносившей в бюджет до 50% валютной выручки. Но дунайские порты – это не только экспорт зерна, но и импорт топлива, заложенного в стоимость абсолютно любого украинского продукта. А значит, вскоре цены вырастут абсолютно на все потребительские товары – «из-за более длинного «плеча» логистики».
В Киеве понимают, что нужно срочно что-то предпринимать, но внятных решений пока не просматривается. И в ход идут прожекты – например, делегировать Одессе статус зоны «порто-франко», свободной международной торговли. Ради такого дела с одесского градоначальника Геннадия Труханова, накануне угодившего в уголовное разбирательство, даже сняли электронный браслет, ограничивающий свободу перемещения. «Порто-франко» в Одессе не только позволит избежать российских ракетных ударов (так киевской власти, во всяком случае, представляется), но и в конечном итоге сохранит черноморские порты за Украиной.
Киевский экономист Алексей Кущ поясняет, что другого пути удержать город под контролем Украины попросту не существует: «Если мы хотим сформировать долгосрочную зону безопасности в северо-западном Причерноморье, создание зоны «порто-франко» под защитой Турции в Одессе может стать таким механизмом». «Учитывая, что Турция полностью контролирует Босфор, Россия вряд ли станет блокировать зону «порто-франко» в Одессе, «освящённую» в ООН и прикрытую «турецким ятаганом» в виде ВМФ Эрдогана». Кроме как им, прикрыться Одессе больше нечем: о флоте речь давно не идёт, а в городе не осталось даже ВСУ (всех отправили в Херсон), одни только «партизаны» из территориальной обороны.
Ну а то, что предрешена участь сделки, так о том ли печалиться?! Украинское зерно бедные страны всё равно не получали – а Владимир Путин пообещал продолжить поставки в Азию и Африку, в том числе и безвозмездные. Им-то без разницы, российское зерно или украинское. Турки тоже своё получат – на днях Минсельхоз подтвердил, что увеличил квоту на поставку томатов из Турции до 500 тыс. тонн, и одними помидорами мы определённо не отделаемся. Что же до угрозы голода и резкого роста цен после отмены сделки, так экономисты убедительно доказали, что сделка на это и не влияла (в «Нашей Версии» была целая статья об этом). А раз зерно всё равно не досталось голодающим, а России не дали продать удобрения за границу, к чему нам такая сделка?!
Тем временем в МИД РФ наконец-то признали, что «подконтрольные Киеву порты и открытый Россией безопасный коридор для вывоза украинского зерна использовались для проведения террористических атак». Что же, лучше поздно, чем никогда.
P.S. Президент Турции допустил перезапуск «Зерновой сделки. С намёком на понимание срыва обязательств странами Запада перед Россией. Турецкий лидер рассчитывает «в самое ближайшее время» обсудить ситуацию с Владимиром Путиным, поскольку завершение сделки будто бы «может привести к голоду и новым волнам миграции». Пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков заявил ТАСС, что Путин пока не планирует контактов с Эрдоганом. Впрочем, поддержка расширения НАТО, поставки «Байрактаров» и освобождение переданных Россией пленных украинских бойцов не вяжутся с просьбами о сотрудничестве и пустыми угрозами голода. Свободы для манёвра игроки оставляют себе всё меньше.
Георгий Бовт, политолог
–Накануне Владимир Путин заявил, что ни один пункт «зерновой сделки», касающийся интересов России, так и не был выполнен. Около 200 тыс. тонн российских минеральных удобрений по состоянию на конец июня оставались заблокированными в портах Европы, даже те, которые Москва согласилась бесплатно передать бедным странам. При этом общий экспорт удобрений из России, по данным производителей, в прошлом году из-за санкций упал примерно всего на 15%, а в этом году он активно восстанавливается. Экспорт зерна из России за прошедший сельскохозяйственный год вообще составил рекордные почти 60 млн тонн. Рекордный экспорт – это скорее вопреки «зерновой сделке», но благодаря перестройке логистики. Проблемы, впрочем, есть: с фрахтом и страхованием судов, с проведением платежей. В целом за время работы «зерновой сделки» мировые цены на зерно и продовольствие заметно упали. Украина за минувший год смогла экспортировать почти 33 млн тонн зерна. По данным ООН, 90% кукурузы и 60% пшеницы пошло в богатые или среднего достатка страны, что косвенно подтверждает слова Путина о том, что бедным странам досталось не более 3%.