Информацию о бегстве западных компаний из России часто рассматривают в идеологическом ключе. Мол, поддерживает или нет тот или иной бизнес антироссийскую политику западных стран. Но, как показывает практика, обычно речь идёт всего лишь о банальной математике.
Сейчас правила игры таковы: кто уходит – мирится с убытками в надежде не потерять ещё больше. А те, кто решился проявить независимую позицию, получают значительные прибыли, но могут попасть под глупую политику отмены или даже необоснованные санкции.
Показательна история с американской компанией Mars, известной своими сладкими батончиками. Шоколадный бренд, давно работающий в России, на Западе критиковали, призывая покинуть РФ. В итоге компания оказалась под перекрёстными претензиями. Украина ругает её за то, что она продолжает работать и в соответствии с законами платит налоги. А в России дочернюю структуру Mars, ООО «Марс», начала проверять Генпрокуратура. Этому предшествовали обращения в ведомства активиста Виталия Бородина, известного своими массовыми жалобами. Поводом для обвинений в финансировании украинских организаций послужили заявления головного офиса компании. В марте 2022 года было объявлено, что Mars не станет полностью сворачивать бизнес в России, но «любые доходы от него будут направлены на гуманитарные цели». В мае 2023 года компания сообщила, что направила 12 млн долларов различным гуманитарным организациям и проектам, которые помогают пострадавшим в результате военной спецоперации украинцам. Кроме того, заявила, что передаст ещё 13,5 млн долларов «на помощь пострадавшим на Украине людям и их питомцам».
Таким образом, в общей сложности на Украину должно было пойти как минимум 25 млн долларов. При этом выручка ООО «Марс» в 2022 году выросла на 14%, до 177 млрд рублей, а чистая прибыль – на 58%, до 27 млрд рублей. Тем временем из Ростовской области пришла новость о том, что срок запуска третьей очереди завода «Марс» по производству кормов для животных откладывается на неопределённый срок. Околовластные функционеры намекают, что регион готов предложить промплощадку конкурирующему проекту. Впрочем, уже запущенное Mars производство Pedigree, Whiskas, Royal Canin и Sheba, в которое было вложено более 5 млрд рублей, продолжает работать.
За компанию с Mars из Киева критикуют американскую компанию Mondelez – производителя печенья «Орео» и шоколада Alpen Gold. За своё решение остаться в России она уже пострадала на Западе – бойкот её продукции объявила европейская авиакомпания SAS. Но репутационные риски компания взвешивает наверняка объективно. По данным Bloomberg, выручка российского подразделения Mondelez выросла в 2022 году на 38% (до 92 млрд рублей). В результате чистая прибыль компании увеличилась вдвое по сравнению с предыдущим годом.
Иностранцы активно зарабатывают в России не только на сладостях. В числе самых прибыльных направлений также производство напитков и табачных изделий. И что примечательно, на этих сегментах иностранные компании зарабатывают в России значительно больше, чем в таких отраслях, как электроника, сельское хозяйство и энергетика. Колоссальные прибыли им приносят низкая себестоимость продукта и виртуозное использование маркетинговых ходов. А теперь из России ещё и конкуренты поразбежались!
В сегменте товаров повседневного спроса (они лидируют по продажам в супермаркетах) бенефициарами передела российского рынка остались ведущие мировые бренды – Nestlé, Pepsi, Procter and Gamble (2,3 млрд долларов дохода) и Unilever (выручка 1,2 млрд долларов). «ПепсиКо Холдингс», которая сперва заявляла об уходе из России, лишь отказалась от использования в РФ своего глобального бренда, начав продавать сладкую газировку под новым названием. В результате прибыль год к году увеличилась в 4,3 раза – до 37,8 млрд рублей. Это стало рекордом компании на российском рынке.
Coca-Cola HBC на аналогичный трюк не решилась. Да, бренды Rich, «Добрый» и «Моя семья» по-прежнему приносят компании доход, но «колы» среди продуктов компании в России теперь нет. В результате выручка сократилась на 21%, с 93,96 млрд рублей до 74,2 миллиарда. Потери от сворачивания бизнеса в России компания оценивает в 195 млн долларов.
Среди плательщиков налога на прибыль из числа иностранных компаний лидируют американские, немецкие и швейцарские. Интересное сравнение: 95% китайских компаний остались на российском рынке, несмотря на санкции, однако заработали они в 4 раза меньше американских «дочек».
Абсолютным лидером по заработку в России среди иностранных компаний в прошлом году стал табачный гигант Philip Morris. Рейтинг крупнейших иностранных компаний в России он возглавил ещё в 2021 году. А в 2022-м его выручку оценили в 7,9 млрд долларов. На втором месте по заработкам в прошлом году оказалась швейцарская Japan Tobacco, которая так и не нашла покупателей для своих российских табачных заводов. Первую тройку со значительным отрывом от лидеров замыкает французская торговая компания Leroy Merlin.
Примечательно, что среди полутора десятков крупнейших транснационалов, оставшихся в России, фигурируют только три компании, которые можно назвать технологическими. Это китайская Cherry Automobile и корейские Samsung и KIA. Но по доходам они находятся в конце рейтинга, уступая «Пепси», «Ашану», «Данону», «Проктер энд Гэмбл» и т.п.
Samsung продолжает сложный манёвр, начатый прошлым летом. Тогда принадлежащий компании завод бытовой электроники под Калугой вдруг ожил после нескольких недель простоя. Было объявлено, что в России будет собираться продукция для азиатских рынков. В то же время бытовая техника Samsung попала в официальный список параллельного импорта. То есть кружным путём телевизоры из Калуги с корейским шильдиком всё же могут попасть в российские магазины.