Сразу несколько российских регионов подверглись удару стихии – мощные ливни затопили дома, размыли железнодорожные пути и унесли машины. Что происходит с погодой? Тропические ливни и смерчи – это пока ещё аномалия или уже новая норма?
В ночь на 9 июля мощный ливень обрушился на Сочи. Сильнее других пострадал Хостинский район – там подтопило два многоквартирных дома, также потоки воды унесли 10 автомобилей. В Адлере за считанные часы выпало 100 миллиметров осадков, в связи с чем пришлось закрыть для проезда дороги. Также из-за непогоды были закрыли пляжи. На пляже «Чайка» шторм выбросил на берег двух дельфинов – возвращать их в море пришлось спасателям. Одновременно над морем был замечен смерч.
Поначалу синоптики прогнозировали скорое окончание осадков, однако они, наоборот, усилились. В ночь на 10 июля ливень подтопил почти 200 домов и 13 улиц на федеральной территории Сириус, из-за чего пришлось объявить режим ЧС и начать частичную эвакуацию населения. Возле села Дефановка затопило 7 километров федеральной трассы «Дон» М-4, вода поднялась на полтора метра.
Следом пострадал Туапсинский район, где за три часа выпало 144 миллиметра осадков. В Ольгинской смыло часть набережной, оказались подтоплены отели. В посёлке Небуг затопившая улицы вода унесла с собой машины, устроив из них плотину. Увы, судя по всему, не обошлось без жертв – по информации оперштаба Краснодарского края, в результате подтоплений в Туапсинском районе три человека числятся пропавшими без вести.
Финальным ударом стал град, обрушившийся на Сочи 11 июля. Ледышки размером с куриное яйцо повреждали кровли и крыши машин. На борьбу со стихией власти Кубани бросили свыше тысячи спасателей. Тяжелее пришлось тем, кто отдыхал в Абхазии – там туристы остались с наводнением один на один. Поезда остановились, передвигаться по затопленным трассам оказалось невозможно даже на внедорожниках. В результате группа туристов смогла добраться до аэропорта Адлер на грузовике.
12 июля на Ростов обрушился ливень с штормовым ветром. Город моментально оказался затоплен. Ситуацию осложнили пробки, которые образовались не только из-за воды. Поскольку в Ростове давняя проблема с ливневой канализацией, любой сильный дождь становится катастрофой. Попав в потоки воды, ранее уже погибли два человека – школьница и пенсионерка. В связи с этим городские власти приняли решение перекрывать на время дождя движение по некоторым улицам и выставлять на тротуарах дежурные посты. Понятно, что такие меры сразу вызывают в миллионном городе транспортный коллапс. Вопросы, отчего дороги строились таким образом, что вода не стекает с них, а остаётся на асфальте, остаются без ответа. Тем временем в мэрии объявили, что приведение в порядок системы ливневой канализации обойдётся в 146 млрд рублей – это три годовых бюджета города. Вот только три года назад называлась другая сумма – 40 миллиардов. Остаётся гадать, то ли инфляция выросла за это время, то ли аппетиты у сити-менеджера Алексея Логвиненко.
Иркутскую область дожди накрыли в конце июня. Вода вывела из берегов реки Улькан и Киренгу, затопив 49 домов и отрезав от «большой земли» пять деревень. Практически без перерыва осадки по всему региону шли в течение двух недель.
2 июля по Нижнеудинску ударил град размером с рублёвую монету. 4 июля сильный ливень затопил многоквартирный дом в Усолье. 6 июля в Байкальске критично вышедшая из берегов река Харлахта затопила несколько частных домов, а река Солзан подмыла дорогу и едва не затопила три многоэтажки, из-за чего пришлось объявить эвакуацию. Следом режим ЧС пришлось объявлять в Ангарске, а в Тулуне залило водой дома, выстроенные специально для людей, лишившихся жилья во время наводнения 2019 года. Тогда в воде погибли 26 человек, из-за чего губернатора Сергея Левченко сняли с должности. Вот и сейчас жители задаются вопросом: почему, несмотря на повышение уровня воды в реках, должные меры не были приняты заранее?
Научный руководитель Росгидрометцентра Роман Вильфанд полагает, что ничего необычного не происходит. Говорили же синоптики, что на планете идёт глобальное потепление? Ну вот вам и последствия.
«Резкие перепады температур становятся рутиной. Нормальная, обычная погода повторяется меньше, но чаще проявляются экстремальные события – очень жаркая погода, сухая и жаркая погода или прохладная с осадками, – считает он, добавляя, что уже в самом ближайшем будущем (возможно, даже нынешним летом) могут случиться новые температурные рекорды. По крайней мере ситуация, когда температура на протяжении пяти-семи дней заметно превышает многолетнюю климатическую норму, уже никого не удивляет. Как и погодные «качели». На прошлой неделе в Магадане после +37 температура резко опустилась до -3 и пошёл снег.
Перемены в характере погоды отмечает и климатолог Андрей Киселёв. По его словам, синоптики всё чаще замечают изменение гидрологического цикла: там, где прежде капали весёлые летние дожди, теперь проливаются тропические ливни.
Об изменениях климата, которые уже скоро будет невозможно не замечать, синоптики начали говорить ещё лет 20 назад. Так, в середине 2000-х учёные Южного федерального университета обратили внимание: исследования показали, что так называемая ось Воейкова, которая прежде пролегала на уровне Воронежа, сместилась ниже в сторону Ростовской области. Ось Воейкова – одно из ключевых понятий в климатологии, она играет роль своеобразной границы: к югу от неё дуют восточные и северо-восточные ветры, к северу – юго-западные и западные ветры. Таким образом она разделяет тепло Атлантики и холодные воздушные массы Сибирского антициклона. Смещение оси привело к тому, что климатическая картина в южных регионах страны стала меняться, определяя тенденцию – мягкие зимы, небольшое количество осадков в целом по году, повышение среднегодовой температуры. В перспективе же всё идет к тому, что на юге Воронежской области установится средиземноморский континентальный климат, а на юге Ростовской области – средиземноморский субтропический. Сочи же и вовсе станет похож на Майами, где даже зимой можно загорать и купаться.
Проблема, однако, в том, что такие перемены не проходят даром. Тот же Майами с его тропическим муссонным климатом регулярно страдает от наводнений и ураганов. Так что перспектива вырисовывается не самая радостная. Не сильно радуются изменениям климата и аграрии южных регионов. С одной стороны, чем выше среднегодовая температура, тем лучше – в пшенице повышается содержание клейковины, отчего удастся больше собрать продовольственного зерна, а не фуражного. С другой стороны, тепло легко перерастает в зной, убивая посевы на корню. Так в 2020 году Ставропольский край из-за сильнейшей засухи потерял больше 30% урожая. Хуже того – в Каспийском морском научно-исследовательском центре предупреждают: из-за повышения температуры в России стало слишком много тёплых зим. Из-за этого выпавший снег не сохраняется до весны, поэтому пропадает половодье, а водохранилища не наполняются. Если так пойдёт дальше, то к концу XXI века север Каспийского моря может испариться, а Волга близ устья станет серией озёр. Как бы то ни было, приспосабливаться к меняющейся ситуации нужно уже сегодня, чем власти в потенциально опасных городах и регионах занимаются, увы, не всегда.