В Новоуральске Свердловской области случилось ЧП на Уральском электрохимическом комбинате (УЭХК), где занимаются переработкой так называемых урановых хвостов. Один из рабочих погиб при разгерметизации баллона с обеднённым гексафторидом урана (ОГФУ). Остальных сотрудников цеха отправили на обследование.
На предприятии заявили, что ситуация «носит локальный характер и ограничена территорией производственного участка». Объём аварийного баллона – 1 кубометр, персонал цеха эвакуирован. Согласно сообщению УЭХК, погибший рабочий получил именно механические травмы, радиационная обстановка на заводе и за его пределами в норме, никакой угрозы для жителей города нет. Мэр Новоуральска Вячеслав Тюменцев попросил горожан «не поддаваться панике». Госкорпорация «Росатом», в которую входит комбинат, сообщила, что радиационный фон на производственной площадке соответствует природным значениям. Впрочем, новоуральцы решили перепроверить атомщиков и кинулись в магазины за дозиметрами. Продавцы задрали цены, соцсети теперь полны жалоб на «офигевших торгашей».
Местные СМИ пишут, что в больших объёмах ОГФУ завозили на Урал из Германии с 2019 года, когда «Росатом» заключил контракт с немецкой компанией Urenco, которая занимается обогащением урана для использования в качестве топлива на АЭС. Уже тогда были данные, что обеднённого урана в форме гексафторида в России накоплено около 800 тыс. тонн.
Для транспортировки и хранения радиоактивных химикатов использовались металлические контейнеры. Выбор таких ёмкостей для ядерных отходов вызывал серьёзные опасения у учёных и экоактивистов. Например, физик Андрей Ожаровский предупреждал, что именно их разгерметизация является основной угрозой для людей. «Случаи выхода вещества в окружающую среду из этих контейнеров уже были, – говорил он. – Трупов нет, но только потому, что протечки оказались небольшими». Впрочем, теперь есть данные и о «трупах»: в 1944 году при разгерметизации подобного контейнера в США погибли два человека. Причём смерть на месте вызвал не радиоактивный уран, а ядовитые соединения фтора. Спустя почти 80 лет подобный эпизод повторился в России.