Как мы писали ранее, в Грузии в 2023 году продолжают функционировать как довольно крупные пивоварни, так и производства поменьше. Конкуренция между ними немалая и растёт. Но что говорит о грузинском пивоварении, много чего знающая статистика? Вот некоторые цифры, приведённые в различных поисковиках. Можно увидеть, что, например, «в 2014 году было произведено около 88,6 млн. литров пива». Хороший результат!
Но уже в 2015 году общий объём производства пива «снизился до 79,5 млн. литров» (из-за увеличения акцизов на напиток и девальвации курса лари).
Производство уменьшалось и в некоторые из следующих годов. «В 2019-м, например, было сварено 73,4 млн. литров пива. Это был скачок по сравнению с предыдущим годом, когда производство упало до минимума и равнялось 69,7 млн. литров», но уровня 2014 год достичь так и не удалось.
С января 2020 в течение полугода из Грузии было экспортировано пива «на сумму более 2,1 миллиона долларов. Это было на 38% больше, если сравнивать этот показатель с первым полугодием предыдущего года. Импорт за аналогичный период равнялся 2,6 миллионам долларов». Такой показатель оказался на «38,8% меньше, если сравнивать с январем-июнем 2019 года».
Замечено, что импорт пива традиционно сильно превышает его экспорт в Грузию. В холодильниках торговых сетей и небольших ларьков вы увидите почти все известные мировые и российские пивные бренды: «Сorona», «Budweiser Budvar», «Erdinger», «Paulaner», «Балтику», «Efes», «Клинское» и др. Завозят крафтовые бренды, вроде шотландского «Brewdog» или калифорнийского «Lagunitas». Что-то (как «Miller» или «Staropramen») варят на месте по лицензиям.
Интересно, что в стране почти нет спроса на безалкогольное пиво, поэтому в Грузии его не производят и также импортируют. Сезонность играет свою роль в потреблении пива, но не сказал бы, что очень большую. Вина, конечно, грузины пьют традиционно немало и с удовольствием, но вносить разнообразие в свой стол не стесняются. Не уверен, что пиво вытеснит вино и чачу, но употребление пива во время застолий сегодня не является диковиной и чем-то из ряда вон выходящим.
В первой и во второй частях нашего исследования пивоварения в Грузии читатели могли увидеть, что в ассортимент грузинских пивзаводов и пивоварен входят в основном драфтовые светлые лагерные сорта. Но также появляются новые (или возобновлённые на месте старых производств) пивоваренные производства, открываемые, как при уже существующих пивоварнях, при ресторанах или нацеленные для реализации исключительно в локальной местности. Они также ориентируются, в основном, на варки светлых лагерных сортов в чешском или немецком стиле, но иногда у них появляются настоящие «жемчужины» жанра.
Расскажем об этом подробнее и приведём далее некоторые примеры. Они важны в плане наших исследований местного пивоваренного рынка и тенденций его развития, в котором есть как свои достижения, так и неудачи. К примеру, история Батумского пивоваренного завода, функционировавшего с 1951 года во втором по величине городе Грузии – Батуми (о чём мы рассказывали ранее), в Аджарии, сложилась не совсем динамично. В 1995 году завод был приватизирован Эднаром Цивадзе. В силу не совсем понятных причин к концу девяностых мощности и объёмы выпуска пива сократились. В 2010 году была остановлена работа заводской солодовни. Сегодня нынешнее пивоваренное производство переживает не лучшие времена. Здесь варят только один светлый лагерный сорт в небольших объёмах и разливают только в кеги. Пиво можно купить на самом заводе и в ряде торговых точек и баров в Батуми, Квариати, Кобулети, Чакви. Пиво, на мой взгляд, неплохое, ровное. С характерной горчинкой в послевкусии. Заводу явно требуются реконструкция и новые финансовые вложения, ибо, на мой взгляд, перспективы у местного локального пивоварения есть.
Другой пример представляет Кутаисский пивоваренный завод, о котором мы также писали ранее. Он был приватизирован фирмой «AIA LTD». В завод были сделаны инвестиции. В 1997 году на нём установили немецкое оборудование по розливу напитка в стеклянные бутылки. Также построили новый варочный цех и наладили выпуск светлого лагерного сорта в ПЭТ-таре. Сегодня завод также продолжает выпуск светлого лагера. Варят не более 30 тонн один раз в месяц и, соответственно, реализуют его в городе на своих торговых точках. Основной доход заводу приносит выпуск нескольких сортов лимонада, спрос на который немал и стабилен. Любопытно, что название нынешних владельцев завода «AIA» («АЙЯ») обозначает древнее название города Кутаиси.
Также примечательным фактом является то, что именно на Кутаисском пивоваренном заводе трудился известный грузинский пивовар Георгий Жоржолиани, при участии (и даже по чертежам) которого впоследствии были построены несколько частных небольших пивоварен в Кутаиси. Об этом мы поговорим в продолжении статьи, откуда будет видно, что помимо довольно крупных производств в Грузии очень динамично развивается сегмент мини-пивоварен и крафта.
Завершая эту часть нашего исследования, не могу обойти вниманием традицию грузин произносить шутливые тосты при употреблении пенного напитка. В них могут пить за здоровье присутствующих, но также благословлять врагов, плохих соседей и безалаберных друзей, неверных жен, «любимую» тёщу и так далее. Так, например, можно выпить за «Того человека, который привяжет чёрного кота, чтобы он не перебегал не вовремя дорогу» или за «Того человека, у которого зимой снега не допросишься», или за «То, чтобы дети грома не боялись»…Существует огромное множество других оригинальных пожеланий, которые делают застолье весёлым и нескучным, вроде знаменитого «Гаумарджос! Джос! Джос! Джос!» (сказать «Джос» надо обязательно трижды)!
Продолжение следует.
«Наша Версия» предупреждает читателей об ответственном потреблении пива и алкогольных напитков. Запрете их продажи лицам моложе 18 лет! Пьём меньше и вкуснее!