Европейские компании уходят из России, демонстративно хлопая дверью – таким образом они стараются заработать себе очки в глазах общественности. Однако на заднем плане остаются не видимые публике схемы, которые позволяют компаниям сохранить свой бизнес и капиталы. Один из таких примеров – датская компания Vestas, ранее развивавшая в России производство лопастей для ветряных электростанций.
Датская Vestas в прошлом году решила уйти из России, оборвав все договоры с властями и контрагентами. Следом на таможне в Кронштадте были арестованы 30 произведённых в России лопастей для ветряков, следовавшие в Европу. После этого вскрылись два примечательных факта. Ещё 30 лопастей уже были вывезены ранее, а задержанный груз был оформлен на фирму, к которой формальных претензий не имелось. Так что вполне возможно, что лопасти всё же придётся отправить за границу. Такой расклад вполне может устроить мощного игрока ветрового рынка – «Росатом», дочерние компании которого решили заработать на производстве лопастей.
Пострадавшей стороной в уголовном деле выступает правительство Ульяновской области. Именно здесь в конце 2018 года с помпой было открыто производство лопастей для ветряков. Оно было записано на ООО «Вестас Мэньюфэкчуринг Рус». Изначально в число учредителей с долей 49% входили структуры «Роснано». Но в 2021 году новый менеджмент госкорпорации вышел из этого проекта, после чего датчане стали единственными собственниками ульяновского завода. У них имелось ещё одно юрлицо в России – ООО «Вестас Рус». Оно занималось не производством, а продажей оборудования для ветряков.
Специнвестконтракт с властями региона имело именно ООО «Вестас Мэньюфэкчуринг Рус». По нему компания получила льготы на 400 млн рублей. Когда она ликвидировалась, не выполнив взятых на себя обязательств по производству лопастей, правительство региона обратилось к правоохранителям. Те возбудили уголовное дело, в рамках которого и арестовали те 30 лопастей. Однако сейчас выясняется, что лопасти якобы принадлежали не «Вестас Мэньюфэкчуринг Рус», а «Вестас Рус».
Впрочем, вопросы есть и к этой структуре, но уже не у ульяновских чиновников, а у менеджеров, которые занимаются активами финской «Фортум» в России (сейчас эти активы переданы в управление «Росимуществу»). У «Фортум», которая владеет ветропарками в Ростовской области, был договор с «Вестас Рус» на поставку и обслуживание оборудования. Когда датчане разорвали их в одностороннем порядке, российская «дочка» компании «Фортум» подала на «Вестас Рус» в суд. В качестве обеспечительной меры были арестованы склады компании в Ростовской области. Так что лопасти стоимостью около 10 млн евро и здесь оказались выведены из-под удара. И если никто из влиятельных игроков на них не позарится, то они уедут в Европу.
Между тем представитель «Вестас Мэньюфэкчуринг Рус» заявила, что компания вернула в бюджет суммы, которые получила в виде льгот. И будто бы власти Ульяновской области уже направили следователю «заявление о прекращении уголовного дела в связи с полным урегулированием всех требований».
Судя по всему, неразрешённой остаётся ситуация только с частными контрагентами российских «дочек» Vestas. Среди них, например, таганрогский завод «ВиндарСеверсталь». Предприятие требует с «Вестас Рус» около миллиарда рублей за продукцию, которая была произведена по её заказу. А пока денег нет, суд арестовал по иску завода «ВиндарСеверсталь» 172 секции башен для ветряков, которые и так находятся на его складах. В этом деле обращает на себя внимание одна нестыковка в цифрах. Цена иска составляет без малого миллиард рублей – это с учётом неустоек. А чистый долг за произведённые башни – 622 млн рублей, при этом их рыночную стоимость сам истец оценивает в 118 миллионов.
Такие несовпадения наводят на мысль, что весь проект по созданию в России ветровой энергетики – это большой мыльный пузырь. Кажется, что в последние годы он активно надувался с помощью лоббистов во главе с Анатолием Чубайсом. Схема была основана на завышенных тарифах, по которым энергия закупалась у ветроэлектростанций. Теперь, с уходом иностранцев и Чубайса, она рухнула. Казалось бы, тему можно закрыть. Однако быстро нашлись новые интересанты.
Площадку «Вестас Мэньюфэкчуринг Рус» в Ульяновской области уже берёт в оборот «Росатом», а точнее – его дочернее подразделение «Юматекс». В производство мощностью 360–380 лопастей в год планируется инвестировать 2,3 млрд рублей и запустить его в начале 2025 года. Судя по всему, речь идёт о том, чтобы выкупить у «Вестас Мэньюфэкчуринг Рус» существующие производственные линии. Так что названное время, как можно судить, отводится не на технологические, а на юридические вопросы.
Судя по всему, «Росатому» не составит труда получить контроль над заводом ликвидированной «Вестас Мэньюфэкчуринг Рус». Интрига здесь в другом. Дело в том, что в Ульяновске выпускались гигантские лопасти длиной 51 метр. Датчане планировали продавать их как на российском, так и на азиатском рынке. На международном уровне завод должен был конкурировать с индийским производителем «Лэм». Но в условиях антироссийских санкций перспективы экспортных продаж видятся весьма туманными. А на внутреннем рынке спрос на такие лопасти может стать единичным.
Прежде гигантские ветряки «мультимегаваттного класса» строились в России в рамках госпрограммы ДПМ ВИЭ (договоры о предоставлении мощности на основе возобновляемых источников энергии. – Ред.) 1.0, рассчитанной до 2024 года. Программа ДПМ ВИЭ 2.0 рассчитана на реализацию в 2025–2035 годах. Сейчас её параметры разрабатываются. Есть вероятность, что здравый смысл восторжествует и создание гигантских ветряков, конкурирующих с другими типами электростанций внутри единой энергосистемы, поддерживать больше не будут. Акцент может сместиться на более компактные установки, способные восполнять дефицит энергии для отдельных потребителей или регионов. Потому судьба ветровой энергетики теперь во многом зависит от «Росатома». Самый простой путь выглядит так: пролоббировать льготы для дальнейшего производства гигантских ветряков и подвинуть с их помощью тепловые электростанции.