В новостях, которые приходят с СВО говорится об успешном применении российскими ВКС управляемых (корректируемых) авиабомб. В наше время это грозное и точное оружие. Боевое применение управляемых авиабомб началось во второй половине Второй мировой войны. Первыми в 1943 году управляемые авиабомбы применяли Люфтваффе против флота Италии. В 1945 году ВВС США использовали планирующие управляемые авиабомбы против императорского флота Японии. В этой статье мы расскажем о ASM-N-2 «Bat» – «Летучая мышь», которая оставалась на вооружении до середины 50-х годов ХХ века.
Война всегда была стимулятором появления новых научно-технических решений. Вторая Мировая исключением не являлась. Развитие радиолокации и телекоммуникационных технологий позволили начать работы по созданию различного вида управляемого оружия. Такие работы проводились в нескольких странах, включая Советский Союз. С 1938 года в стране были разработаны несколько типов управляемых авиабомб (УАБ), но, ни один из проектов в серию не пошел, и в боевых действиях не применялся. Первыми атаку с помощью УАБ провели в 1943 году немцы против итальянского флота. Об этом сотри статью «Премьера в Средиземном море». Немецкая конструкция предусматривала управление по проводам. В США велись аналогичные разработки. Правда, принцип управления был другим. На авиабомбе была смонтирована полноценная головка самонаведения. Впервые это оружие было применено на излете Второй мировой войны, в 1945 году.
Для США океанские театры военных действий всегда были приоритетными. В Атлантике, после того, как были приняты на вооружение самолетные РЛС для поиска немецких подводных лодок, нужно было сделать следующий шаг – спроектировать управляемое оружие для их поражения. Поэтому не удивительно, что в программе по созданию перспективного вооружения важное место занимал проект управляемого противокорабельного оружия SWOD, работы по которому начались в 1942 году. Тогда же была создана УАБ SWOD Mk-7 «Пеликан» с полуактивной головкой самонаведения. Испытания, проведенные в 1943 году, показали, что идеи, заложенные в этот проект, работоспособны и Мк-7 достаточно эффективное оружие. Однако в серию оно не пошло. Дело в том, что Mk-7 «Пеликан» имел небольшую дальность сброса, и бомбардировщик попадал в зону действия зенитного огня кораблей. Требовалось значительно увеличить эту дальность.
Следующим вариантом была бомба SWOD-9. Она имела уже полностью автономное активное радиолокационное самонаведение. Кроме этого, дальность сброса была существенно увеличена, что позволяло самолету-носителю не входить в зону зенитного огня вражеских кораблей. В 1944 году под обозначением ASM-N-2 «Bat» – «Летучая мышь» – она была принята на вооружение. Но к тому моменту «Битва за Атлантику», в основном, была уже выиграна – активность немецких субмарин значительно снизилась. Поэтому новое оружие было решено использовать на Тихом океане.
Как мы уже говорили, принцип наведения немецких и американских управляемых авиабомб отличался. Если один тип немецкой УАБ управлялся по проводам, а второй имел наведение по командам оператора, то американские конструкторы изначально проектировали самонаводящуюся УАБ. Американская «Летучая мышь» имела короткий каплевидный корпус и высокорасположенное крыло. Вертикальное оперение было двух килевым. В носовой части ASM-N-2 располагалась параболическая антенна, прикрытая радиопрозрачным обтекателем. Боевая часть имела вес 1 000 фунтов (около 454 кг) в осколочно-фугасном снаряжении. Стабилизацию и управление в полете осуществляла система управления на гироскопах. То есть, как мы видим, все элементы современной системы управления высокоточным оружием присутствовали. Имелась и система самоликвидации – таймер, установленный на определенное время, давал команду на подрыв. Это было сделано с целью недопущения попадания УАБ в руки японцев в случае промаха, или отказа.
Именно для этой УАБ был разработан принцип самонаведения, который впоследствии стал классическим. Антенна РЛС осуществляла сканирование в узком секторе. Сигнал автопилота принимался системой управления рулями, которая и наводила бомбу на цель. Разработку осуществили совместно «Bell Telephone Laboratories» и Массачусетским технологическим институтом.
При полете самолета-носителя на высоте от 4,6 до 7,5 км дальность поражения морской цели составляла от 32 до 37 км, то есть пуск осуществлялся значительно дальше линии горизонта, видимой с корабля. Малые размеры «Летучей мыши» и высокая скорость планирования до 480 км/ч, делали УАБ крайне трудной для поражения воздушной целью.
Носителями нового оружия стали PB4Y-2 «Privateer» – патрульные бомбардировщики дальнего радиуса действия, одна из модификаций американского тяжелого бомбардировщика B-24 «Liberator». С января 1945 года эти самолеты вылетали для нанесения ударов по японским кораблям с УАБ-ами. Первая атака ASM-N-2 «Bat» была проведена 23 апреля 1945 года. Тогда УАБ-ы, сброшенные с двух PB4Y-2 «Privateer», потопила небольшое каботажное судно «Sugar Charlie» водоизмещением 500 тонн и деревянный буксир в бухте Баликпапана у острова Борнео. После этого было еще атаки, в результате которых были потоплены, или повреждены несколько небольших каботажных судов.
Императорский флот, как впрочем, и любой другой, оперирующий на больших океанских театрах, приблизительно с 1942 года столкнулся с критической нехваткой эскортных кораблей. Во Вторую мировую войну воюющие страны решали эту проблему двумя способами. Во-первых, сколько могли, строили специально спроектированные эскортные корабли, а, во-вторых, вооружали мобилизованные рыболовные траулеры, китобойцы и небольшие торговые суда. В Японском Императорском флоте появился новый класс кораблей – кайбоканы – «корабли береговой обороны». Так в японском флоте называли специально построенные небольшие военные корабли, предназначенные для охраны конвоев, которые перевозили грузы в прибрежных морях. Океанские конвои охраняли эсминцы флота. Кайбокан, используя международную классификацию – это корвет (иногда лёгкий фрегат, или эскортный эсминец). Его основной задачей было обеспечение ПВО и ПЛО охраняемых транспортов. Всего до 1945 года состав японского ВМФ пополнили 170 кайбоканов всех типов. Типовое вооружение состояло из трех 120-мм орудий «Тип 3» и разного количества 25-мм зенитных автоматов «Тип 96». Противолодочное вооружение состояло из глубинных бомб и бомбосбрасывателей. Простые, надежные «солдаты войны».
Кайбокан «Агуни» (остров в префектуре Окинава) типа «Укуру» поднял военно-морской флаг 2 декабря 1944 года. Водоизмещение эскортного корабля составляло 940 тонн, скорость хода 19,5 узлов. «Агуни» вошел в состав Первой дивизии эскортных сил и 21 января прибыл в свою базу – порт Токуяма. 27 мая 1945 года корабль находился недалеко от побережья Корейского полуострова. Сигнальщики заметили в небе одиночный самолет, причем самолет странный – небольшого размера. Самолетик шел прямо на корабль. Обычно, американские бомбардировщики, выходя в атаку на японские корабли, открывали огонь из бортовых пушек и пулеметов, чтобы поразить расчеты зенитных орудий. Неизвестный самолет огня не открывал. «Летучая мышь врезалась в борт у носа сторожевика чуть выше ватерлинии. Раздался взрыв, нос корабля до носового орудия был оторван. Пятая часть экипажа – 2 офицера и 33 матроса – погибла. Экипаж приступил к борьбе за живучесть. Остальные корабли и суда конвоя оказали помощь, и совместными усилиями, кормой вперед, «Агуни» довели до порта Майдзуру. Корабль ввели в док для ремонта, но поскольку повреждения были велики, до конца войны его восстановить не успели. Американцы захватили кайбокан стоящем в доке, и в 1948 году отправили на разделку.
Что интересно. Оставшиеся в живых члены экипажа утверждали, что «Агуни» подверглась атаке …. камикадзе. Тогда о таком уровне развития техники в императорском флоте не знали. Японская УАБ с инфракрасной головкой наведения «Ке-Го» в 1945 году только проходила испытания, и в японской армии о ней практически ничего не было известно. Американские летчики в своих рапортах написали, что потопили эскадренный миноносец. Это был единственный случай повреждения боевого корабля УАБ с головкой самонаведения. Кроме этого, ASM-N-2 «Bat» использовался и для поражения наземных целей в Бирме, в частности мостов – это радиоконтрастная цель, легко захватывалась головкой самонаведения.
УАБ ASM-N-2 «Bat» оставалась на вооружении и после окончания Второй мировой войны. Она оставалась основным противокорабельным средством поражения в американской авиации. Носителями её стали палубные бомбардировщики Curtiss SB2C «Helldiver», торпедоносцы Grumman TBF «Avenger» и истребители Chance Vought F4U «Corsair». Дело в том, что её вес в снаряженном состоянии составлял всего 727 кг, а это давало возможность подвешивать её почти под все самолеты палубной авиации. Правда, в 1948 году выяснилась серьезная уязвимость «Летучей мыши». Дело в том, что она оказалась очень чувствительна к минимальным радиопомехам, который могло поставить судно-цель. Это не удивительно. Тогда еще не было способов противодействия радио-электронной борьбе. В 1953 году ASM-N-2 «Bat» была снята с вооружения. Но она осталась в истории военной техники, как первое оружие, работающее по принципу, ставшему обязательным спустя десятилетия – «Выстелил – забыл».