Трудовая миграция, как ни крути, неизбежна. Население убывает, рынок остро нуждается в рабочих руках, и нужны они не через 20 лет, а сейчас. Из глубинки все, кто хотел, переехали в крупные города. Остаются китайцы с корейцами, но и с ними тоже однажды возникнут проблемы.
В СВО, как в зеркале, отразились проблемы страны. Оказалось, что в армии не хватает солдат, отчего и набирают добровольцев за приличные деньги. Но если стране не хватает солдат, логично предположить, что точно такой же кадровый дефицит имеет место не только в армии, но и на производстве, в сельском хозяйстве и в прочих сферах занятости. А похоже на то, что работать некому. В крупных городах европейской части страны это не так заметно, но в Иркутске или Владивостоке – весьма.
А дальше – всё по цепочке. Не хватает мужчин репродуктивного возраста – завтра будет меньше детей. «Бабы ещё нарожают» – это уже не работает. Чтобы рожали, нужно решить хотя бы нерешаемую проблему жилья – и не за счёт льготной ипотеки. И что делать, откуда брать тружеников? Из Украины в Россию уже переехали от 5 до 7 млн человек. Столько же уехало на Запад. Остальные нипочём не поедут на новые места, тем паче без чёткой перспективы с жилплощадью и стабильной работой. С русской Прибалтикой тоже всё ясно – нет таких денег, за которые тамошние этнические русские переехали бы из Риги и Таллина даже в среднюю полосу, не говоря уже о Сибири и Дальнем Востоке. На этом фоне новость о безвизовом режиме с Северной Кореей не предполагает иных трактовок, нежели недвусмысленное приглашение. Но как знать, споёмся ли – вот с китайцами, «братьями навек», спеться не получается. А вот с выходцами из Закавказья – грузинами, армянами и азербайджанцами – как-то удаётся находить общий язык, во всяком случае, их у нас в качестве мигрантов местные давно не воспринимают. Уже почти что свои. Так как быть-то, чей опыт развивать – европейский, арабский или наш собственный?