ДомойНовостиКак Фонд имущества Санкт-Петербурга связался с мусорным монополистом и попал под следствие

Как Фонд имущества Санкт-Петербурга связался с мусорным монополистом и попал под следствие

Арест почти всей верхушки Фонда имущества Санкт-Петербурга поставил несколько вопросов. Для чего существует этот орган? Каковы его реальные полномочия? Отчего можно заподозрить его монопольную связь с главным питерским «мусорщиком»? И тоже монополистом, между прочим.
Несколько недель назад городской суд Санкт-Петербурга отправил под домашний арест руководителей Фонда имущества Санкт-Петербурга Станислава Гармаша, его заместителя Евгению Политову, директора агентства недвижимости АРИН Андрея Тетыша и предпринимателя Андрея Bасильева. У следственного комитета, которому оперативное сопровождение предоставляет экономическая полиция Санкт-Петербурга, основные правовые претензии касаются продажи в феврале 2020 года Фондом имущества завода МПБО-2 на Волхонском шоссе. Предприятие было продано на аукционе единственному участнику — АО «Невский экологический оператор». О его монополии на вывоз мусора «Наша версия» писала не раз. Сейчас цена потенциально коррупционного вопроса – около полумиллиарда.
Фабулу дела цитируем из «Делового Петербурга»: «За актив собственник, «Невский экологический оператор», заплатил около 450 млн рублей. В рамках этой сделки Фонд имущества привлек АРИН (компания, занимающаяся сделками с недвижимостью) к предпродажной подготовке и поиску покупателя, после чего разделил с ним комиссию 2,5% от цены продажи (АРИН получило 40% комиссии, или 5,2 млн рублей). При этом фактически посреднические услуги не были выполнены, полагают следователи. В результате фонд потерял 5,171 млн рублей». Как теперь модно говорить у современных следователей – это была «фейковая услуга».
А мусорная тема в Петербурге, в том числе (не)уборка снега, всегда актуальна последние годы. И дело нынешнее может перерасти в уголовное дело будущее уже против «Невского экологического оператора», монополиста на рынке.
Но сначала такой вопрос: а зачем вообще нужен Фонд капитального строительства? Корреспондент «Нашей версии» пообщался с бывшим сотрудником Жилищного комитета правительства Петербурга, который рассказал об изнанке этого вопроса: «Фонд подчиняется Жилкому и комитету по имуществу, которые, как государственные структуры, не имеют права брать деньги у населения через различные коммунальные платежи. Как известно, в квитанции по ЖКУ на каждую петербургскую квартиру есть строчка и сумма, которая идет на капитальный ремонт домов. В том числе платят и жители совершенно новых домов, что их жильцов, конечно, возмущает. Почему они должны оплачивать ремонт каких-то ветхих домов за свой счет? Но идея, по моему мнению, правильная и здравая, в теории. В тех же новых домах всегда может сломаться лифт, домофон, еще что-то – и этот ремонт тоже осуществляется за счет фонда, точнее, денег населения. Поэтому средства фонда такая «касса взаимопомощи» собственников квартир. Теперь о цене вопроса – в среднем в квитанции на капремонт строчка равняется тысяче рублей (в зависимости от квадратных метров бывает чуть больше, чуть меньше). Сумма большая, особенно если ее суммировать, что ниже мы и сделаем. В Петербурге количество лицевых счетов, то есть тех самых квитанций, более трех миллионов. Соответственно, считайте, какие суммы в фонде аккумулируются только в месяц! Конечно, возникают коррупционные риски, что мы и видим. К фонду прилипают фирмы-посредники, которые осуществляют, собственно, ремонт. А ремонт жилого дома дело такое… Очень-очень непрозрачное… Всякие краски и материалы, лампочки и начинка лифтов трудно поддаются учету. Естественно, вопрос «сколько вернешь» (так в Питере культурно называют откат), наверное, в таких условиях актуален. Однако повторюсь – сама идея здравая, иметь такой фонд, просто контроль нужен железный».
А что нам гласит официальный сайт Фонда капитального ремонта Санкт-Петербурга (НО «ФКР МКД СПб»)? Точное количество лицевых счетов — 3014915 (значит, примерная сумма поступлений денег от населения на ремонт равняется 3 миллиардам, 15 миллионам и еще тысячам с копейками, и это только в месяц), число выполненных работ на конец июня 2023 года равняется 20376, всего домов, которые задействованы в программе ремонта – 22971 (а всего в СПб – около 47000 домов, 176 807 187 м2.), в 2023 году фактически за полгода выполнено 2554 ремонтных работ. А что это за работы? Перечень велик, но основные — ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения. И, конечно, ремонт лифтов и крыш в старом фонде – они традиционно в аварийном состоянии. И тут надо сказать, что центр Санкт-Петербурга очень дряхлый, запущенный, деньги на его поддержание требуются огромные, и даже упомянутых объективно не хватает. Потому городское правительство часто тянет руку в форме лодочки к федералам в их разных лицах – от правительства России до ПАО «Газпром». А по данным агентства «Недвижимость Петербурга», в городе около 11 тысяч домов, построенных до 1917 года. Им более ста лет, ремонт нужен постоянный, коммунальные аварии идут нон-стоп.
Однако в истории с арестом руководителей Станислава Гармаша и Евгении Политовой уголовная составляющая почти не касается ремонта. Дело ведет экономическая полиция Санкт-Петербурга, значит, вопрос не имеет отношения, как бы это сказать корректно, к чиновникам Смольного, которые курируют фонд. Иначе бы делом занималась четвертая служба местной ФСБ. Вопрос, пока, во всяком случае, чистого мошенничества, если по версии оперативников. Но в конкретную уголовную историю попало (или вляпалось?) и АО «Невский экологический оператор», с недавнего времени монополист на рынке вывоза мусора и вообще разных отходов, того же снега. По сообщениям СМИ, фондом сначала заинтересовалась прокуратура Санкт-Петербурга: «По данным «Фонтанки», представление датируется концом мая. Перед этим городская прокуратура взяла в помощники специалистов контрольно-счетной палаты, контрольного управления губернаторской администрации, ГЖИ, комитета по государственному финансовому контролю и проверила — по поручению генпрокуратуры — дела фонда. Главная и бесспорная претензия — отставание капремонта от сверстанной в 2014-м на 24 года вперед программы. Не выполнено из уже распланированного на данный момент 22 тысячи видов работ на 245 млрд рублей».
Да, отставание по региональной программе капремонта в 78-м регионе оценивается в 8 лет, к 2038 году работы оценивались в 960 миллиардов рублей, почти триллион, но цены на всё постоянно меняются, даже в документации жилищного комитета они запутались. И, как говорит источник, «там черт ногу сломит, кто на ком стоял, науке уже не известно». Что ж, зато честно.
Но возвращаемся к «Невскому экологическому оператору» (НЭО) как участнику описываемой следственной истории. Опять-таки «Фонтанка» по своим источникам описывает ситуацию так: «Речь, в частности (про уголовное дело), о продаже имущества ГУП МПБО-2 (покупателем в итоге предсказуемо стал региональный оператор Петербурга по обращению с отходами НЭО, который и занимается реконструкцией бывшего предприятия ГУП на Волхонском шоссе) и о продаже участка ООО «Инженерный корпус» на Лиговском проспекте. Дела объединены, в общей сложности сумма ущерба оценивается в 10 млн рублей».
То есть дело расширяется, и потерянные, по версии следствия, средства государства (налогоплательщиков) только увеличиваются в размерах. Тут явно не конец истории – и полицейские почти открыто об этом говорят. Тем более не стоит брать за скобки общественное отношение к НЭО – после того как зимой 2021/2022 вопиюще провалена уборка снега, соцсети были завалены возмущениями горожан. И, конечно, вопросами, почему вместо семи мусорных компаний, работавших в городе, вдруг появился единый оператор, даже на тот момент не имевший на балансе специальной техники.
По данным корреспондента «Нашей версии», говоря шершавым языком плаката, сейчас экономическая полиция СПб, не экономя сил, тратит много времени на анализ различных цепочек, завернутых в различные документы, которые изъяты в ходе многочисленных обысков и акцентируются на связях Фонда имущества Санкт-Петербурга и НЭО.
Ни на что, и тем более ни на кого не намекая, тем более про следственные действия и потенциальные аресты, вспомнилось по случаю высказывание американского писателя Джона Стейнбека: «Коррупционеры похожи на кроликов. Вы получаете пару коррупционеров, а в скором времени у вас их будет целая дюжина».

Похожие новости

Uniel представляет: новые модели энергоэффективных LED-светильников ULO-K10D

Новые модели линейных подвесных светодиодных светильников серии ULO-K10D обладают улучшенными характеристиками и высокой энергоэффективностью в 140 лм/Вт.

Зурабишвили как включенный утюг — депутат о визитах президента Грузии

Дать согласие на визиты президента Грузии Саломе Зурабишвили зарубеж — то же самое, что оставить дома включенным утюг или дать ребенку спички, заявил лидер партии «Сила народа» Гурам Мачарашвили.

Режевской кабельный завод подводит итоги года

2023-й год стал для Режевского кабельного завода периодом активного развития. В производственной сфере продолжают осуществляться проекты, которые значительно совершенствуют технологию производства и заметно преобразовывают внутреннюю и внешнюю инфраструктуру завода.

Вторая партия яиц из Азербайджана поступила В Россию

Вторая партия столового яйца из Азербайджана в количестве 18 тонн поступила в Россию, следует из сообщения Россельхознадзора.

Фигурка дня. «Фарфоровые истории». 12 декабря 2023

Фигурка дня. «Фарфоровые истории». 12 декабря 2023

Популярно сегодня